Сегодня,
8 октября 1996 г.
Страховые компании надеются на протекционизм правительства и ищут контакты с депутатами
1158 просмотров
Сегодня в Госдуме состоятся слушания по проблемам развития страхования в России. Кроме внесения изменений в законодательство депутаты обсудят проект федеральной программы развития и поддержки страхования России. Программу подготовили страховые компании «Росгосстрах», «Ингосстрах», «Интеррос-Согласие», «Русский страховой центр» и «Восточноевропейское страховое агентство».
Страховой рынок в России сегодня переживает не лучшие времена. И хотя общий сбор страховой премии вырос с 7,5 трлн в 1994-м до 22 трлн руб. в 1995 году, а в первом полугодии этого года составил 14 трлн руб., он обеспечивался лишь увеличением доли обязательного страхования военнослужащих, пассажиров при авиаперевозках, медицинского страхования. Удельный вес страхования имущества предприятий и населения, страхование ответственности и личного страхования продолжает снижаться. По оценкам экспертов, размер основных средств, обеспеченных страховой защитой, в целом по народному хозяйству не превышает 1% от их балансовой стоимости.
«Разрабатывая федеральную программу, мы ставили перед собой задачи повышения эффективности и доступности страховой защиты для населения и предприятий, создания системы государственной и общественной поддержки страхования, формирования налогового стимулирования страховой деятельности,- говорит один из авторов программы, президент «Русского страхового центра» Дмитрий Извеков. — Мы старались не потакать коммерческим интересам страховых компаний, именно поэтому предложили установить ограничения для их минимального уставного капитала и разработать специальную процедуру санации и банкротства страховых организаций».
Программа предусматривает ряд мероприятий по развитию личного страхования — долгосрочного страхования жизни и страхования пенсий. Полис по долгосрочному страхованию жизни может выступить еще и средством накопления сбережений населения. Под залог полиса можно будет получить кредит на покупку жилья, обеспечить семью на случай потери работы и трудоспособности. Страховые же взносы граждан предложено аккумулировать в специальных резервах страховых компаний, а в дальнейшем размещать эти средства в государственных ценных бумагах.
Дебаты в Думе обещают быть бурными. Один из разработчиков программы — «Ингосстрах» — в последний момент отказался от своего авторства. «Когда мне этот документ, совершенно сырой, показали, то моя первая реакция была — удивление и возмущение, — заявил президент САО «Ингосстрах» Владимир Кругляк. — Я считаю, что этот документ даже стыдно выдвигать на какое-то обсуждение и стыдно предлагать кому-либо». В связи с этим г-н Кругляк намерен представить депутатам свой вариант первоочередных задач по развитию страхового дела в России.
В проекте федеральной программы г-ну Кругляку «все не нравится. С первой строчки до самой последней. Да, действительно, программу готовили страховщики, но страховщики, во-первых, недостаточно знающие российский страховой рынок, а во-вторых, имеющие очень слабое представление вообще о развитии страхования». Видимо, к этой категории г-н Кругляк относит и бывшего монополиста на страховом рынке государственную компанию «Росгосстрах». Мнение на этот счет президента «Росгосстраха» Владислава Резника узнать, к сожалению, не удалось — в момент подготовки статьи он находился в командировке. Директор же компании «Интеррос-Согласие» Игорь Жук вообще отказался комментировать заявления Владимира Кругляка, сославшись на то, что у его компании и так «сложные отношения с «Ингосстрахом» и не хотелось бы их осложнять еще больше».
Президент «Ингосстраха», впрочем, был не столь дипломатичен: «Эта программа сделана коммунистами, бывшими коммунистами, махровыми такими». «Давайте заставим россиянина страховаться: возьмем дубину и будем бить его до тех пор, пока он не застрахует все и везде», — иронизирует Владимир Кругляк по поводу содержащегося в проекте пункта об обязательном страховании. В программе, правда, идет речь о введении обязательного страхования только государственной и муниципальной собственности, жилого фонда, имущества, передаваемого в залог или аренду, банковских вкладов и ответственности перевозчиков. «Конечно, это неприятная мера, — объясняет Дмитрий Извеков, — во всем мире страхование является добровольном делом. Но во всем мире существует сложившаяся веками традиция страхования. У нас же не только население, но и руководители ведомств и предприятий с недоверием относятся к страховщикам. И не только потому, что крахи даже крупных финансовых институтов стали в России уже нормой.
Дело прежде всего в том, что средства на страхование по-прежнему идут из прибыли предприятий и облагаются налогами. А какому предприятию нужны дополнительные расходы?» Действительно трудно предположить, что «махровые демократы» в отличие от «махровых коммунистов» считают нормой такую практику возмещения убытков не страховыми компаниями, а федеральным и муниципальным бюджетом.
Авторы проекта федеральной программы предлагают изменить порядок исчисления налогооблагаемой базы юридических и физических лиц в части учета затрат на страхование. «На практике это означает возобновить действие приостановленного постановления правительства, разрешающего 1% от объема реализуемой продукции относить на формирование страховых фондов, т.е. тратить на страхование, не уплачивая с этой суммы налогов», — говорит Дмитрий Извеков. Владимир Кругляк считает, что 1% будет явно недостаточно, предлагает увеличить этот норматив до 5%, а в будущем отменить ограничения, т.е. позволить предприятиям перечислять в страховые компании любые суммы, не уплачивая с них в казну налогов. Наверняка такое предложение не вызовет в настоящий момент восторга у правительства и Министерства финансов, с которым и так никто не хочет делиться.
Г-н Кругляк также предлагает весьма радикальные меры по защите российских страховщиков от иностранных конкурентов: «Не допускать в ближайшие 5 лет участие иностранного капитала в страховых компаниях, ввести жесткую протекционистическую политику и снизить для новых компаний или участий разрешенную для иностранцев квоту с 49 до 10%, установить минимальный денежный взнос каждого из иностранных участников в эквиваленте 5 млн долл. в российской валюте в российский банк». Впрочем, хорошей иллюстрацией эффективности протекционистских мер на рынке финансовых услуг является защита национального банковского капитала. Отмена с нынешнего года прямых ограничений на деятельность иностранных банков не привела к ослаблению российских банков. Очевидно, страховые компании также могут рассчитывать на адекватную поддержку со стороны государства.
В проекте федеральной программы тоже говорится о защите российского страхового рынка. Однако создатели программы считают, что определить квоты иностранного участия и вообще регламентировать деятельность иностранных страховых компаний на территории России может только отдельный федеральный закон, разработать который должны министерства экономики и финансов. По мнению их оппонента, г-на Кругляка, поручать такое дело этим ведомствам по крайней мере нелогично. «Все самые крупные страховщики сидят у нас, наверное, в Минэкономики», — иронизирует президент «Ингосстраха». Государственного органа, регулирующего страховую деятельность, на сегодняшний день как такового не существует. Впрочем, не существует и контролирующего органа.
«Росстрахнадзор», как не справляющийся со своими функциями, указом президента расформирован еще в августе и сейчас находится в стадии реорганизации в департамент Минфина. А пока выдача лицензий страховым компаниям приостановлена, надзор за ними не осуществляется. Как он будет осуществляться в дальнейшем — тоже пока непонятно. Известно лишь, что в страховом департаменте Минфина будет работать не больше 30 человек, и на их плечи ляжет тот груз, с которым раньше не справлялось 200 сотрудников «Росстрахнадзора».
Авторы проекта федеральной программы считают, что этот груз для Минфина может оказаться непосильным. «Один департамент просто физически не сможет вырабатывать и реализовывать государственную политику в области страхования, не говоря уже о контроле над деятельностью почти 3 тыс. страховых компаний, — говорит президент «Русского страхового центра» Дмитрий Извеков. — Именно поэтому мы предлагаем создать специальный орган в лице федеральной комиссии по страхованию при правительстве России».
«В принципе такой орган должен быть, — соглашается президент «Ингосстраха» Владимир Кругляк. — Он и был в царской России, когда страховая индустрия была у нас одной из ведущих в мире. А сейчас, когда мы не имеем страховщиков, создавать страховое министерство — это преступление, это плодить еще одну группу тунеядцев, очередную прослойку аппаратчиков, которые будут руководить страховщиками». Если следовать логике г-на Кругляка, российские компании, большинство из которых, по его мнению, лишь «делают первые шаги в страховании», не нуждаются в государственном руководстве. Тем более, что существует общественный орган — Всероссийский страховой союз. В марте этого года прошел его учредительный, и пока единственный, съезд. Однако проект федеральной программы появился не в его недрах, а был подготовлен, по замечанию Владимира Кругляка, «отдельными страховщиками». «Мы сейчас подошли к тому моменту, когда совместными усилиями Всероссийского страхового союза и парламента, с которым уже достигнуты определенные контакты, мы сможем решать актуальные задачи сегодняшнего дня, связанные со страхованием», — заявляет Владимир Кругляк. То есть, по его мнению, регулирующие функции на страховом рынке успешно выполнит ВСС.
Инна ЛЕЩИНЕР
Вся пресса за 8 октября 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Пенсионное страхование, Страховое право, Тенденции, Регулирование, Игроки, Страхование жизни
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
15 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 января 2025 г.
LMA представляет структуру, помогающую страховщикам Ллойда управлять менее известными киберрисками
|
|
ПРАЙМ, 15 января 2025 г.
Названы хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 января 2025 г.
California FAIR Plan, страховщик штата Калифорния последней инстанции, может стать неплатежеспособным из-за последствий пожара
|
|
Интерфакс, 15 января 2025 г.
«Автоподставщики» стали фигурантами уголовных дел в Красноярске
|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 января 2025 г.
Лесные пожары в Калифорнии вряд ли повлияют на рейтинги перестраховщиков P&C: Fitch
|
|
Ведомости онлайн, 15 января 2025 г.
Акционеры UnitedHealth ждут прогноза на 2025 год после убийства руководителя
|
|
cbr.ru, 15 января 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
cbr.ru, 15 января 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
Аргументы и факты, 15 января 2025 г.
Аферисты из Красноярска заработали 2,7 млн рублей на подставных ДТП
|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 15 января 2025 г.
Жители Свердловской области потратили на страховки 38 миллиардов
|
|
IT Channel News, 15 января 2025 г.
Авито Работа: за 2024 количество вакансий с ДМС выросло в 2,7 раза
|
|
Autonews.ru, 15 января 2025 г.
Хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО. Топ-3
|
|
Финмаркет, 15 января 2025 г.
Сборы агростраховщиков РФ выросли в январе-сентябре на 4,2%, выплаты удвоились - ЦБ
|
|
Интерфакс, 15 января 2025 г.
Страховщики рассказали о наиболее частых причинах обращений туристов в каникулы
|
|
ТагилСити, 15 января 2025 г.
Страховая компания отказалась выплачивать 230 тысяч за разбитый груз свердловчанина
|
|
Коммерсантъ-Челябинск, 15 января 2025 г.
В Кургане на организаторов инсценировок ДТП завели новое дело о мошенничестве
|
|
РИАМО, 15 января 2025 г.
Страхование спасает: как природные катаклизмы влияют на оформление полисов
|
 Остальные материалы за 15 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|